ЛАММ ОЛЬГА ПАВЛОВНА
(1908-1997)

Родилась 1 марта 1908 года в Лозанне (Французская Швейцария), где её мать София Александровна жила и лечилась от туберкулеза в санатории легочных болезней.

Через несколько месяцев, в августе, Ольга Павловна вместе с матерью вернулись в Москву и поселились в квартире брата матери профессора Московской консерватории имени П.И.Чайковского Павла Александровича Ламма, располагавшейся в доме №13 по улице Большой Никитской (ул. Герцена).

Росла и воспитывалась Ольга Павловна в семье своего дяди, ставшего её приёмным отцом, а София Александровна занималась домашним хозяйством.

Павел Александрович и София Александровна происходили из семьи выходца из Саксонии, слесаря-механика, владельца аппретурно-красильной фабрики, располагавшей в районе нынешней Малой Почтовой улицы в Лефортове, Александра Фёдоровича Ламма (1841-1902), и Екатерины (Катарины) Осиповны (Йозефовны) Штелинг (?-1936), дочери красильного мастера, выходца из Баварии.

В семье было пятеро детей, четверо сыновей и дочерь. Старший сын Владимир (1872-1950) был известным в Москве певцом-любителем, который после смерти отца в 1902 г. фактически стал главой большой семьи Ламмов. Второй - Николай (1875-1908) был красильным мастером. Третий сын Леонид (1878-1926) в среде московских художников был известен как отличный портной, ставший в 40 лет дипломированным художником. Младший сын Павел (1882-1951) - четвёртый ребенок в семье; музыковед, источниковед, педагог, пианист, доктор искусствоведения. Единственной девочкой в семье была София (1884-1961), будущая мать Ольги Павловны Ламм.

Ольга Павловна прожила большую жизнь и была свидетелем двух революцией и двух мировых войн.

Её детство пришлось на Первую мировую войну. Причем в июле 1915 года Ольге Павловне, которой весной исполнилось 7 лет, и её матери пришлось переехать в Бирск (Уфимская губерния) к Павлу Александровичу, который еще в мае был выслан из Москвы как "иностранный подданный враждебного России государства". Из всей семьи А.Ф.Ламма только старший сын Владимир являлся подданным Российской империи, остальные члены семьи были германскими поддаными. С началом Первой мировой войны всем германским подданным, не подавшим прошения о переходе в русское подданство до войны, в обязательном порядке было предписано покинуть Москву и выхать в одну из губерний Российской империи. В Москву вся семья смогла вернуться только в июне 1917 г., после Февральской буржуазной революции.

Первоначальное воспитание у Ольги Павловны было домашнее. Павел Александрович в порядке воспитательной работы читал ей классическую литературу. Это домашнее образование продолжалось и после 1917 г., и только в 1921 г. Ольга Павловна поступила в школу - сразу в шестую "группу".

В 1925 г. Ольга Павловна окончила Первую опытную-показательную школу МОНО Краснопресненского района Москвы, которая располагалась в Леонтьевском переулке в здании бывших начальных городских училищах для мальчиков и девочек имени С.А. и К.В. Капцовых. Эта школа была весьма престижная. Среди ее одноклассников был Герман Свердлов, брат Якова Свердлова, председателя ВЦИК до 1919 г., впоследствии известный лектор-международник.

После окончания школы Ольга Павловна два года работала внештатным техническим секретарем в Группе по изучению русской музыки Музыкальной секции Государственной Академии художественных наук (ГАХН), где в то время её приемный отец П.А.Ламм состоял действительным членом, и принимала участие в коллективной работе по составлению библиографии книг и статей о М.П.Мусоргском. Последнее заседание Группы по изучению русской музыки состоялось 18 февраля 1929 г.
С 1928 г. по 1931 г. училась на Курсах иностранных языков при Техникуме иностранных языков МОНО сразу по двум отделениям по немецкому и французскому языкам с уклоном в электротехнику. В 1931-1936 гг. работала библиотекарем 1-го разряда в отделе обработки и использования каталогов Государственной публичной библиотеки имени Ленина, 1936-1939 гг. - редактором-каталагозитором в Нотохранилище издательства "МузГиз", временно по договору в январе-июле 1939 г. - каталогизатором в библиотеке Московской консерватории.

В декабре 1939 г. была принята на работу в Библиотеку иностранной литературы в отдел хранения, затем перешла в Справочно-библиографическое бюро.

В 1940 г. окончила двухгодичные Высшие библиографические курсы при Всесоюзной книжной палате в качестве специалиста-библиографа и потом всю жизнь работала в этой области.

В августе 1941 г. уволилась из Библиотеки иностранной литературы в связи с эвакуацией из Москвы.

Сначала семья эвакуировалась в Нальчик, где Ольга Павловна занималась общественной работой по снабжению группы эвакуируемых старейших профессоров Московской консерватории книгами из местной республиканской библиотеки. Затем группу профессоров с их семьями переправили в Тбилисси, а потом во Фрунзе.

В феврале-июне 1943 г. Ольга Павловна работала в Государственной публичной библиотеке Киргизской ССР имени Н.Г.Чернышевского редактором-классификатором музыкального отдела.

В августе 1943 г. Ольга Павловна с семьей вернулись в Москву. В ноябре 1943 г. она поступила на работу в Государственный Центральный музей музыкальной культуры, научным сотрудником отдела обработки фондов. В ноябре 1945 г. вынуждена была уволиться, т.к. по состоянию здоровья не могла далее совмещать работу в музее с работой в Московской консерватории имени П.И.Чайковского, в штат которой она была зачислена старшим научным сотрудником Комиссии по источниковедению и текстологии при Научно-исследовательском кабинете в июне 1944 г. Работа Комиссии, просуществовавшей почти 6 лет (с февраля 1944 г. по декабрь 1949 г.), была направлена на собирание материалов, их систематизацию и составление справочников и подготовку документальных публикаций текстов музыкальных произведений. В Московской консерватории Ольга Павловна работала вплоть до выхода на пенсию в 1968 г.

В январе 1951 г. Ольга Павловна устроилась в Библиотеку иностранной литературы на работу по договору, а в апреле 1951 г. была принята в штат нашей Библиотеки в отдел книгохранения, где проработала до 1953 г.

В последние годы жизни Ольга Павловна жила в доме № 5/6 по Средне-Кисловскому переулку.
Скончалась 4 сентября 1997 года. Похоронена на Введенском кладбище.
Ольга Павловна является автором нескольких статей для различных тематических сборников по истории отечественной музыкальной культуры. Была удостоена звания "Заслуженный работник культуры", награждена правительственными наградами - медалями "За доблестный труд в Великой отечественной войне", "В память 800-летия Москвы", "50 лет Победы в Великой отечественной войне" и "В память 850-летия Москвы".
"Оглядываясь назад, я с каждым годом чувствую, какая я была счастливая, как мне не по заслугам везло в жизни и мне хочется благодарить Бога за все хорошее и горестное в ней, потому что это было в конечном итоге великим благом и воспоминание о моем прошлом и сейчас является для меня счастьем и радостью. Я считаю себя счастливой потому, что выросла в среде добрых, благородных и талантливых людей, научивших меня любить все прекрасное, будь то люди, природа или произведение искусства; я счастлива была и потому, что мое время было таким ярким, полным событий и великих, и возмутительных, но уж никак не похожих на сонное обывательское болото и хотя многое в окружавшей меня действительности заставляло и особенно теперь заставляет меня страдать, все же я не хотела бы жить ни в какое иное время и ни в какой другой стране".
Из воспоминаний О.П.Ламм
Из Архива Библиотеки иностранной литературы

БИБЛИОГРАФИЯ

А. Н. Серов. 1820-1871: (125-летие со дня рождения): Каталог выставки / Науч. сотрудник Музея О. П. Ламм; [Вступ. статья: Ю. Келдыш. "А. Н. Серов"]; Гос. центр. музей муз. культуры. - М.: тип. "Кр. печатник", 1945. - 61 с.
Воспоминания о Н. Я. Мясковском // Н. Я. Мясковский. Статьи. Письма. Воспоминания : в 2 т. / Мясковский Н. Я. ; Ред., сост. и примеч. С. И. Шлифштейна. - 1-е изд. - М. : Советский композитор, 1959. - Т. 1. - С. 209-214.
Воспоминания об А.Ф. Гедике // А.Ф. Гедике: Сб. статей и воспоминаний / сост. К. Аджемов. – М., 1960. – С. 119 – 132.
Друзья Павла Александровича Ламма и участники музыкальных вечеров в его доме (20–е годы 20 века) // Из прошлого советской музыкальной культуры: Сб. ст. / сост. и ред. Т. Ливанова. – М.: Сов. композитор, 1975. – С. 72–103.
Переписка Б.В. Асафьева с П.А. Ламмом / Публ. О. Ламм // Из прошлого советской музыкальной культуры: Сб. ст. / сост. и ред. Т. Ливанова. – М.: Сов. композитор, 1975. – С. 104–141.
Друзья Павла Александровича Ламма. В эвакуации (1941 – 1943) // Из прошлого советской музыкальной культуры: Сб. ст. / сост. Т. Ливанова. – М.: Сов. композитор, 1976. – Вып. 2.– С. 99–109.
[П. Ламм, Н. Мясковский и С. Прокофьев в эвакуации].
Письма из архива П.А. Ламма (1941– 1943) / Публ. О. Ламм // Из прошлого советской музыкальной культуры: Сб. ст. / сост. Т. Ливанова. – М.: Сов. композитор, 1976. – Вып. 2.– С. 110–159.
Первые годы работы Государственного музыкального издательства // Советская музыкальная культура. История, традиции, современность. – М.: Музыка, 1980. – С. 190–206.
[На основе материалов из архива П. Ламма].
Страницы творческой биографии Мясковского. – М.: Сов. композитор, 1989. – 365 с.

СОВМЕСТНЫЕ И КОЛЛЕКТИВНЫЕ ТРУДЫ

Библиография о Мусоргском и его произведениях / сост. Попов С.С., Симонов С.М., Детинов С.А., Савелова З.Ф., Ламм О.П., Ламм П. // М.П. Мусоргский. К пятидесятилетию со дня смерти. 1883–1931: Статьи и материалы. – М.: Гос. муз. изд–во, 1932. – С. 238–290.
Научная музыкальная библиотека имени С.И. Танеева: Очерк / Под общ. ред. Артемьевой Е.Н. и Григорович Н.Н.; сост. Адамова И., Булгакова Е., Титова И., Ламм О.,. Киссина Л., Григорова О.В., Яголим Б. – М.: Музыка, 1966. – 234 с.
М.И. Глинка: Сб. ст. /ГЦММК им. Глинки; Под ред. Е. Гордеевой. – М.: Гос, муз. из–во, 1958. – 818 с. – Из содерж.: Библиография (1822–1956). Письма и литературные произведения М.И. Глинки [Список]. Указатель авторов книг и статей, приводимых в библиографии / сост. Григорович Н., Григорова О., Киссина Л., Ламм О., Яголим Б. – С. 449–701.
Иван Васильевич Петров и его друзья // Иван Васильевич Петров: Статьи, воспоминания, материалы / сост. В. Петров. – М.: Сов. композитор, 1983. – С. 46–49. (Совместно с А. Шебалиной)
Московская консерватория. 1866 – 1966. – М.: Музыка, 1966. – Из содерж.: Перечень диссертаций, защищенных педагогами Московской консерватории на ученую степень доктора и кандидата искусствоведения. Список педагогов Московской консерватории по специальным дисциплинам (1866–1966). (Указатель имен / сост. Антропова Л.А., Артемьева Е.Н., Бегиашвили Ч.И., Григорович Н.Н., Ламм О.П., Леонова М.Ф., Титова Н.А., Христфорова И.Ф.,Шибряевская Е.А.)

Владимир Александрович Ламм (1872-1950)
Владимир Александрович не получил законченного образования, но был разносторонне развитым человеком. Очень хорошо разбирался в музыке, вплоть до того, что давал уроки пения, знал литературу, весьма прилично владел несколькими иностранными языками, в том числе немецким и французским, увлекался резьбой по дереву. Переписывался с композитором А.Т.Гречаниновым, помог младшему брату Павлу получить музыкальное образование.
В 1918 году он по мандату Международного Красного Креста уехал с семьей в Швейцарию, где и жил до конца своих дней. Живя в Женеве, давал даже уроки пения и организовал балалаечный оркестр для радио. Семья В.А.Ламма, также как и семья его отца, было большая:
супруга - Ламм (урожденная Пажетнова) Александра Петровна (1875 - после 1959);
дети: Татьяна (1901 - после1991), в замужестве Ламм-Слоним, профессиональная певица. В разное время жила в Париже, Лондоне, Нью-Йорке. Много сделала для популяризации русской, а позже и советской музыки за рубежом. В газете «Советская культура» от 18 мая 1991 года о ней была большая статья.
Сергей (1903-?), музыкант. Других сведений нет.
Ирина, она же Ина (1905-?). Работала фельдшером, еще после войны жила с родителями. Вероятно, замужем не была.
Николай (1907-?). Имел свое дело - торговлю пишущими и счетными машинами. В 1945-м был холост.
Елена, она же Ляля (1909-?). Была дважды замужем, оба раза за румынами. Первый муж был инженер-химик, второй – морской офицер. Имела как минимум одного ребенка (дочь примерно 1944 г. р.). Предположительно жила в Румынии.
Марина (1914-?), жила в Берне, мужа звали Николай, дочь Катя (примерно 1940 г. р.).

Подробнее на https://memuarist.com/en/events/4663.htm
Александр Федорович Ламм (1841-1902)
Слесарь-механик, выходец из Саксонии. В 1856 г. в пятнадцатилетнем возрасте ушел на заработки в Россию, где в итоге натурализовался. В доме говорили по-русски, жена его была православная, и все шестеро детей были крещены в православии. Он был единственный в семье лютеранин. В то время в моде было вольнодумство, серьезно к религии не относились, а в конце концов, и православные, и лютеране – христиане. В доме говорили по-русски, с имевшейся в Москве немецкой колонией не общались.
Ламм Леонид Александрович (1878-1926)
В детстве был очень озорным мальчишкой, но с богатой творческой фантазией. В школе успехами не блистал, поэтому отец забрал его из школы и отправил в Германию учиться портновскому ремеслу – мол, не способен к учению, будь честным ремесленником. Вернувшись в Россию по окончании учебы фактически малограмотным человеком, Леонид поначалу действительно стал портным, но вскоре увлекся живописью своего постоянного заказчика, известного художника Константина Коровина и подружился с ним. Стал копировать его этюды и в итоге сам стал художником. Также дружил с художником Туржанским, скульптором Голубкиной и многими учениками Коровина.
В среде московских художников Леонид Ламм был известен как отличный портной, умевший создавать костюмы применительно к профессии своих заказчиков с какими-то особенными карманами в блузах и прочими «прибамбасами». Кроме того, он был известен как большой любитель искусства, нередко брал в качестве платы за работу рисунки и эскизы своих заказчиков.
В семье Леонида не жаловали. Ему очень нравилось всё германское, тогда как остальные считали себя русскими. И в 1918 г. он уехал в Германию, где поступил в Мюнхенскую академию художеств, которую окончил в 1924 г.
23 апреля 1926 года Л.А.Ламм умер в Мюнхене на операционном столе.
В мае 1928 года в Мюнхене состоялась посмертная выставка работ Леонида Александровича.

Источник: https://memuarist.com/en/events/4651.htm
Ламм Павел Александрович (1882-1951)
П. А. Ламм вошёл в историю отечественной науки прежде всего как источниковед, подготовивший первое критическое (по автографам) издание сочинений Модеста Петровича Мусоргского. Это издание, выпущенное в 1930-х годах и давно ставшее библиографической редкостью, до сих пор не потеряло актуальности.
Учился на юридическом факультете Боннского университета и в Высшей коммерческой школе при Кёльнском университете (1900-1902). Начальное музыкальное образование получил в Москве у А. Т. Гречанинова (теория музыки) и Ф. Э. Лерчера (фортепиано) (1896-1900 и 1904). В 1912 г. окончил Московскую консерваторию.
С 1918 г. - заведующий архивной секцией МУЗО Наркомпроса, 1918-1923 гг. возглавлял Государственное музыкальное издательство, где основал Государственную музыкальную нотницу с архивами рукописей и редких изданий.
В 1924-1929 гг. - действительный член Музыкальной секции ГАХНа, в 1927-1930 гг. член-корреспондент Института истории искусств. В 1938-1947 гг. - руководитель камерного класса Оперной студии имени К. С. Станиславского.
В Московской консерватории преподавал в 1919-1951 гг. (профессор с 1939). Вёл классы чтения партитур («практического изучения симфонической литературы»), камерного ансамбля, общего фортепиано. Член Союза композиторов СССР.

Источник: Википедия
Ламм Павел Александрович (1882-1951)
П. А. Ламм вошёл в историю отечественной науки прежде всего как источниковед, подготовивший первое критическое (по автографам) издание сочинений Модеста Петровича Мусоргского. Это издание, выпущенное в 1930-х годах и давно ставшее библиографической редкостью, до сих пор не потеряло актуальности.
Учился на юридическом факультете Боннского университета и в Высшей коммерческой школе при Кёльнском университете (1900-1902). Начальное музыкальное образование получил в Москве у А. Т. Гречанинова (теория музыки) и Ф. Э. Лерчера (фортепиано) (1896-1900 и 1904). В 1912 г. окончил Московскую консерваторию.
С 1918 г. - заведующий архивной секцией МУЗО Наркомпроса, 1918-1923 гг. возглавлял Государственное музыкальное издательство, где основал Государственную музыкальную нотницу с архивами рукописей и редких изданий.
В 1924-1929 гг. - действительный член Музыкальной секции ГАХНа, в 1927-1930 гг. член-корреспондент Института истории искусств. В 1938-1947 гг. - руководитель камерного класса Оперной студии имени К. С. Станиславского.
В Московской консерватории преподавал в 1919-1951 гг. (профессор с 1939). Вёл классы чтения партитур («практического изучения симфонической литературы»), камерного ансамбля, общего фортепиано. Член Союза композиторов СССР.

Источник: Википедия
Гимназия №1520 имени Капцовых
Год образования - 1892. С 1893 года учебное заведение функционирует в собственном здании в Леонтьевском переулке. В 1892 - 1917 гг. - начальные городские училища для мальчиков и девочек имени С.А. и К.В. Капцовых.
В марте-июле 1917 г. в помещении мужского училища располагался Московский комитет партии большевиков и редакция газеты «Социал – демократ» (о чем и сейчас напоминает мемориальная доска на фасаде здания). В первые годы Советской власти школьное здание используется для государственных учреждений: 1920-1960 гг. - общеобразовательные трудовые политехнические школы города: 1920 г. - 1-ая Опытно-показательная школа имени Русакова, 1925-1926 - 9-ая Опытно-показательная школа Краснопресненского района, 1927-1930 гг. - школа № 7 Краснопресненского района, 1930 -1936 гг. - школа № 35 Советского района 1936 -1950 гг., школа № 119 Советского района, 1939 – 1964 - женская трудовая школа № 131, общеобразовательная школа № 131.
В 1941 – 1944 ученический и учительский коллективы школы были эвакуированы в Молотовскую (Пермскую) область; в 1942 – 1943 гг. в здании открыта разведшкола "СМЕРШ" , в ней готовили разведчиков для диверсионной работы в тылу. В 1944 г. возобились учебные занятия в одном из школьных зданий; в другой части школьного строения продолжал дейсвовать госпиталь для раненых. В 1946 , 1952, 1976 гг. проводилась реконструкция зданий Капцовских училищ, надстройка З-го и 4-го этажей.
В 1964 – 1990 гг. - специальная школа № 31 с преподаванием ряда предметов на английском языке, специальная английская школа № 31; полная реконструкция школьных зданий, строительство двухэтажного корпуса столовой и большого спортивного зала; оборудование открытой спортивной площадки.
В 1990 – 1993 гг. экспериментальная школа-гимназия развития творческих способностей учащихся № 1242, 1993 г. гимназия № 1520 (с 1-11 кл.), 1996 год гимназия № 1520 имени Капцовых.
Музыкальная секция ГАНХ
Существововала с сентября 1921 по сентябрь 1930 г. Секция объединила крупнейших русских музыкальных ученых и музыкантов того времени, причем не только московских, но и ленинградских. Список имен говорит сам за себя. В разные годы в заседаниях секции принимали участие: А. М. Авраамов, А. А. Альшванг, В. М. Беляев, С. Н. Беляева-Экземплярская, Н. Я. Брюсова, Н. А. Гарбузов, Н. С. Жиляев, М. В. Иванов-Борецкий, А. Д. Кастальский, Г. Э. Конюс, К. А. Кузнецов, П. А. Ламм, Б. В. Левик, А. Ф. Лосев, А. В. Луначарский, Е. А. Мальцева, М. И. Медведева, Д. М. Мелких, А. В. Мосолов, Н. Я. Мясковский, С. С. Попов, С. В. Протопопов, П. Н. Ренчицкий, Э. К. Розенов, Л. Л. Сабанеев, С. С. Скребков, Б. М. Теплов, А. Б. Хессин, В. А. Цуккерман, А. А. Шеншин, Ю. Д. Энгель, Б. П. Юргенсон, Б. Л. Яворский, В. В. Яковлев и др. В составе секции числились также знаменитые пианисты, профессора Московской консерватории А. Б. Гольденвейзер, К. Н. Игумнов, Г. Г. Нейгауз, хотя на заседания они приходили редко. В 1928 г. в число членов секции был включен один иностранный участник – французский музыковед, знаменитый пропагандист русской музыки М. Д. Кальвокоресси. С докладами приезжали из Ленинграда И. А. Браудо, Г. М. Римский-Корсаков, Р. И. Грубер и А. В. Финагин (последние трое – ученики руководителя Разряда истории музыки Ленинградского государственного института истории искусств Б. В. Асафьева, одного из выдающихся музыкальных ученых советского времени, впоследствии единственный из музыковедов – член АН СССР).

Источник: https://culture.wikireading.ru/89685
Государственная академия художественных наук
Научно-исследовательское учреждение РСФСР, действовало в Москве в 1921-1931 годах. Создана в 1921 году как научно-художественный институт, имеющий своей целью «всестороннее исследование всех видов искусств и художественной культуры» (§ 1. Устава ГАХН), а также призванный объединить собой различные институты, изучающие отдельные отрасли искусств (Государственный институт театроведения, Государственный институт музыкальной науки, Институт художественной культуры, Институт литературы и критики и др.). До 1925 года называлась Российская академия художественных наук. Имела три отделения: Физико-психологическое, Социологическое и Философское. Также был создан ряд вспомогательных научных учреждений, библиотека, лаборатории и кабинеты, ряд ассоциаций
Подробнее на Википедия
Издательство "МузГиз"
В 1918 г. большевики национализировали Музыкальное издательство "П.Юргенсона", но оно продолжило свою работу как подразделение Музыкального отдела Наркомпроса до 1921 г., а затем - Музсектор Госиздата. В 1930 г. учреждение приобрело самостоятельность и стало называться Государственным музыкальным издательством (Музгиз). В 1930-е годы Музиздат входил в систему ОГИЗ (Объединение государственных книжно-журнальных издательств). В 1963 году была произведена реорганизация, и на базе «Музгиза» возникло издательство "Музыка".
Издательство П.Юргенсон
«Музыкальное издательство «П. Юргенсон» - первое нотоиздательство в Российской империи.
В 1861 г. выходец из Эстонии Петр Иванович Юргенсон по совету основателя Московской консерватории, пианиста и дирижера Н.Г.Рубинштейна начал издавать ноты, а позднее в1866 г. и книги о музыке. В 1867 г. П.Юргенсон основал первую в России нотопечатню. В 1870-1903 гг. Музыкальная фирма Юргенсона разрослась, объединив множество музыкальных магазинов и став крупнейшим нотным издательством страны. В 1904 г., после смерти П.И.Юргенсона, фирмой руководил его сын Борис Петрович Юргенсон (1868-1935). В 1917 г., а к этому времени «Юргенсоном» было выпущено около 35 тысяч музыкальных изданий, были опубликованы почти все сочинения П.И.Чайковского. В 1918 г. фирма была национализирована и несколько раз переименована, превратившись в Музгиз (1930), а позднее (1964) – в «Музыку». В 2004 г. музыкальное издательство «П.Юргенсон» было возрождено и теперь является эксклюзивным представителем крупнейших мировых музыкальных издательств в странах СНГ.
Подробнее на livelib.ru
Made on
Tilda