КУЛЯБКО-КОРЕЦКАЯ АННА ИЛЬИНИЧНА
(1890-1972)

Родилась в декабре 1890 г.* в городе Стародуб** Черниговской губернии в семье дворянина. Её отец, служащий Петербургской портовой таможни, был большим театралом и не пропускал ни одного выдающегося спектакля, как в опере, так и в драме. Сам он с успехом выступал в драматических и даже в оперных спектаклях. Мать Анны Ильиничны увлекалась пением. В доме царила театральная атмосфера. С раннего детства Анна увлеклась театром. Она участвовала в любительских спектаклях, исполняя главным образом характерные роли.

В 1901 г. Анна была определена в Сиротский институт Императора Николая I в Санкт-Петербурге (Санкт-Петербургский Николаевский сиротский институт), поскольку в этом году у неё скончалась мать и она осталась на попечении отца. В Сиротский институт принимались девочки, считавшиеся сиротами или полусиротами из малообеспеченных семей чиновников военной и гражданской службы. Таковой девочкой была и Анна. В 1905 г. скончался её отец и Анна осталась круглой сиротой, поскольку умер её отец.

В 1911 г.*** Анна окончила с серебряной медалью Николаевский сиротский институт, получив возможность работать учительницей русского и французского языков.

___________________
* В личном листке по учету кадров 1938 г. указана дата рождения - 1896, в листке 1952 г. - 1890.
** В личном листке по учету кадров 1952 г. указано место рождения - Варшава.
*** В личном листке по учету кадров 1938 г. указано, что в Николаевском сиротском институте училась с 1904 по 1914 гг., в листке 1952 г. - 1901-1911 гг.

По окончании института попыталась поступить на Императорские драматические курсы, которыми руководил Ю.М.Юрьев, но не выдержала экзамена. Позднее, в 1933-1935 гг., Анне Ильиничне всё же удалось поработать вместе с Юрьевым в Театре Вс. Мейерхольда в Москве.

Мысли о театре её не оставляли, и в 1912 г. Анна Ильинична поступила на Драматические курсы Н.Н.Ходотова. Однако, занятия на курсах шли с переменным успехом, поскольку ей больше приходилось заниматься оформлением спектаклей, или работать над ролями.

В сентябре 1913 г. А.И.Кулябко-Корецкая перешла в Театральную студию под руководством В.Э.Мейерхольда, которая изначально располагалась по двум адресам - Мойка, 63 и Троицкая, 13, а с 1914 г. - на ул. Бородинской 6. В 1916 г. обучение в Студии Мейерхольда на Бородинской было завершено, Анна Ильинична продолжала работать вплоть до ее ликвидации в 1917 г. Паралелльно с учебой и работой в студии Мейерхольда, она работала конторщиком-статистиком в Правлении Общества Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги.

В 1918-1919 гг. Анна Ильинична была артисткой Передовой труппы 19-й Стрелковой дивизии Карельского участка, в 1919-1922 - артистка театра Петроградского военного округа. С 1922 по 1930 служила артисткой в театрах Петрограда ("Кривое зеркало", "Свободный театр"), Великого Устюга (Театр Губполитпросвета), Новосибирска ("Модерн"), Великого Новгорода ("Театр народа"), Ташкента (Театр юного зрителя УзССР) и др.

В начале 1931 г. А.И.Кулябко-Корецкая приехала в Москву и в мае этого же года поступила в Государственный театр им. Вс. Мейерхольда (ГосТиМ), где исполняла характерные роли в спектаклях "Рычи Китай","Горе от ума", "Свадьба Кречинского" и др., принимала участие в гастрольных поездках театра по Советскому Союзу и оставалась в театре до его закрытия в январе 1938 г.

С сентября 1937 г. по июль 1938 г. А.И.Кулябко-Корецкая также была артисткой труппы Московского театра под руководством народного артиста Рафаила Львовича Адельгейма.
В сентябре 1938 г. была принята на работу в Библиотеку иностранной литературы на должность библиотекаря в отдел хранения, позднее переведена на должность старшего библиотекаря того же отдела. В совершенстве владела французским языком, слабее - немецким, по-английски читала и понимала. Проработала в Библиотеке до октября 1941 г. и уволилась в связи с эвакуацией из Москвы в Чкалов.

В Чкалове работала старшим библиотекарем в Бюро экспертизы и регистрации изобретений Госплана при СНК СССР (Бюро изобретений), эвакуированное из Москвы в Чкалов в самом начале Великой Отечественной войны. Изначально Анна Ильинична работала в патентном отделе, затем была переведена в книжно-журнальный отдел.

Находясь в эвакуации, Анна Ильинична не теряла связи с Библиотекой иностранной литературы, с её директором - М.И.Рудомино. В архиве ВГБИЛ сохранилось несколько её писем, которые она написала Маргарите Ивановне в 1943 г.

Вернувшись в Москву в 1944 г., Анна Ильинична устроилась заведующей реквизитом в Театр Сатиры. В сентябре 1945 г. была направлена на работу в Районный передвижной театр Латвийской ССР, в котором проработала совсем недолго - до марта 1946 г. С мая 1946 г. по октябрь 1947 г. работала в Читинском гастрольном объединении по обслуживанию частей Дальневосточной Красной Армии. В Москву вернулась в конце 1947 г. С 1948 г. по 1952 г. работала в Производственном комбинате при Всесоюзном театральном обществе, выполняя "изоработы разного плана".

В 1952-1954 гг. Анна Ильинична, будучи уже на пенсии, временно работала в Библиотеке иностранной литературы старшим библиотекарем в отделе хранения.

О периоде жизни А.И.Кулябко-Корецкой после 1954 года сведений нет.

Скончалась в Москве в 1972 году.
Из Архива Библиотеки иностранной литературы

Материалы об артистической деятельности А.И.Кулябко-Корецкой, фотографии, рукописи, в том числе "Я и театр", письма к В.Э.Мейрхольду, З.Н.Райх, О.Л.Книппер-Чеховой, И.Эренбургу и др. хранятся в Российском государственном архиве литературы и искусства (ф. 2433, оп. 1).

Санкт-Петербургский Николаевский сиротский институт (1837-1917) - женское учебно-воспитательное заведение Ведомства учреждений императрицы Марии в Санкт-Петербурге.
Институт был основан на базе сиротского отделения Санкт-Петербургского Воспитательного дома, которое было образовано в 1834 году. В институт принимались девочки сироты и полусироты из семей малообеспеченных младших офицеров, чиновников военной и гражданской служб, а также, дочерей лиц, имевших учёные степени, умерших на действительной службе, не выслужив положенных пенсией лет.

После Октябрьской революции осенью 1917 года институт, в отличие от многих других учебных заведений, институт не был эвакуирован из Петрограда, и сюда поместили сирот младшего возраста из выезжавших институтов. В советское время в здании разместился Педагогический институт (ныне - Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена

Источник: Википедия
Театр "Кривое зеркало"
Театр миниатюр, существовавший в Санкт-Петербурге (Петрограде, Ленинграде) в 1908-1918, 1922-1931 гг. (сезон 1923/24 театр работал в Москве). Создатели: редактор и издатель театрального журнала «Театр и искусство» А.Р.Кугель и его гражданская жена, артистка З.В.Холмская; режиссеры - Р.А.Унгерн, Н.Н.Евреинов, Н.Н.Урванцов, Н.М.Форрегер и др.; композиторы - В.Г.Эренберг, И.А.Сац и др. «Кривое зеркало» было задумано как театр пародии. Одновременно идею похожего театра разрабатывал Мейерхольд со своими друзьями, назвав свой театр «Лукоморье». «Лукоморье» вскоре закрылось, и «Кривое зеркало» осталось единственным театром-кабаре Театрального клуба Петербурга.

Собрание материалов театра «Кривое зеркало» хранится в Санкт-Петербургском государственном музее театрального и музыкального искусства (Ф. 270; 27 ед. хр.; 1909–1967).

Источник:
Юрьев Юрий Михайлович (1872-1948), актер, педагог, театральный деятель. Окончил Московское театральное училище (кл. А. П. Ленского, 1893). Дебютировал в Малом театре. Актер (1893-1918, 1921-1928, 1935-1948), художественный руководитель (1922-1928) Александринского театра (позднее - ГАТОБ), создатель и актер Театра Трагедии (1918), один из организаторов и актер БДТ (1919-1920), актер Малого театра (1929-1932), Гос. театра им. В. Э. Мейерхольда (1932-1934). Занимался педагогической деятельностью (с 1898), председатель Ленинградского отделения ВТО (с 1944), выступал как чтец, автор книги воспоминаний «Записки» (1946). Народный артист СССР (1939).

Собрание материалов о деятельности Ю.М.Юрьева хранится в Санкт-Петербургском государственном музее театрального и музыкального искусства (Ф. 236; 418 ед. хр.; 1861-1948).

Источник:
Ходотов Николай Николаевич (1878-1932), драматический актер, педагог, драматург. Окончил Санкт-Петербургское театральное училище (1898). Актер Александринского театра (1898-1917), ГАТЕДРа (1921-1929), создатель Современного театра (1907-1908). Преподавал
(с 1909), открыл собственные драматические курсы (1912-1914). Выступал на эстраде с мелодекламациями. Писал статьи и пьесы, автор книги воспоминаний «Близкое-далекое» (1932). Заслуженный артист Императорских театров (1916). Заслуженный артист РСФСР.

Собрание материалов о деятельности Н.Н.Ходотова хранится в Санкт-Петербургском государственном музее театрального и музыкального искусства (Ф. 14; 164 ед. хр.; 1877-1945).

Источник:
Всеволод Эмильевич Мейерхольд (при рождении Карл Казимир Теодор Мейерхольд; нем. Karl Kasimir Theodor Meyerhold, впоследствии Мейерхольд-Райх; 28 января (9 февраля) 1874, Пенза - 2 февраля 1940, Москва) - русский и советский театральный режиссёр, актёр и педагог. В 1898 поступил в труппу внось создаваемого К.С.Станиславским и В.И.Немировичем-Данченко Художественно-общедоступный театр (Московский художественный театр), в котором проработал до 1902. С 1902 начал самостоятельную режиссёрскую деятельность. В 1906-1918 работал режиссером в театрах Санкт-Петербурга (Петрограда). Теоретик и практик театрального гротеска, автор программы «Театральный Октябрь» и создатель актёрской системы, получившей название «биомеханика». В 1920 в Москве создал собственный театр. Первоначальное название - Театр РСФСР-I, с 1922 - Театр Актёра и Театр ГИТИСа, с 1923 - Театр им. Мейерхольда (ТиМ); в 1926 театру присвоили статус государственного. Параллельно Мейерхольд руководил Театром Революции (1922-24). Народный артист Республики (1923). 8 января 1938 года в газете «Правда» был опубликован Приказ Комитета по делам искусств при Совнаркоме СССР «О ликвидации Театра имени Вс. Мейерхольда».В июне 1939 В.Э.Мейерхольд был арестован. Заседание Военной коллегии Верховного суда СССР состоялось 1 февраля 1940 года. Коллегия приговорила режиссёра к расстрелу. 2 февраля 1940 года приговор был приведён в исполнение.
В 1955 году Верховный суд СССР посмертно реабилитировал Мейерхольда.

Источник: Википедия
Московско-Виндаво-Рыбинская железная дорога — частная железнодорожная компания в Российской империи, строившая и эксплуатировавшая железнодорожные линии и инфраструктуру на северо-западе страны, на территории современных государств: России, Беларуси, Латвии. Движение открыто в 1870 году. В сентябре 1918 года оставшаяся на территории РСФСР сеть железных дорог национализирована и передана в ведение Народного комиссариата путей сообщения.


Источник: Википедия
Студия на Бородинской - опытно-экспериментальная школа в Санкт-Петербурге, созданная в 1913 г. В.Э.Мейерхольдом совместно с М.Ф.Гнесиным и В.Н.Соловьевым. Открылась 08 сентября 1913 г. и располагалась по двум адресам: Мойка, 63, Художественном бюро Н.Е.Добычиной и Троицкая, 13, Зал Павловой (с 1914 г. - на Бородинской улице дом 6, в доме Общества гражданских инженеров). Существовала до 1917 г. Основной дисциплиной в студии было сценическое движение, классом которого руководил лично В.Э.Мейерхольд. Движение и пантомима утверждались здесь как основа театрального искусства. Педагогическая деятельность в Студии на Бородинской велась в целях формирования методики работы с актером, изучение с актерской молодежью старых народных стилей: японского, испанского, итальянского. Студенты изучили комедию дель арте, вопросы вещественного оформления сцены. Преподавателями Студии помимо В.Э.Мейерхольда были В.Н.Соловьев, М.Ф.Гнесин, Е.М.Мунт и др.
Рафаил Львович Адельгейм (1861, Москва - 17 августа 1938, Москва) - русский драматический актёр. Окончил Московскую консерваторию по классу рояля. Театральное образование получил в Австрии, где в 1888 году занимался на отделении драматического искусства Венской консерватории. По окончании консерватории работал в разных европейских театрах. На русской сцене дебютировал в 1894 году в Орловском театре (Отелло, Франц Моор, Лир). Вернувшись в Россию, с 1895 года в течение 40 лет работал в основно вместе с братом Робертом.
Театральная деятельность братьев Адельгейм связана в основном с театрами российской провинции, где, играя трагический репертуар «высокой классики», они поднимали сценическую и зрительскую культуру. Рафаил Адельгейм, не повторяя брата, шел к созданию трагического образа через характерность. К 10-летию совместной творческой деятельности братьев в 1905 году в Санкт-Петербурге вышел альбом с их фотографиями в различных ролях. В первые послереволюционные годы братья Адельгейм, сохранив трагический репертуар, выступали в рабочих клубах и на фабриках. В 1918 году они работали в Первой прифронтовой труппе, обслуживавшей войска Красной армии. Народный артист РСФСР (1931).
В апреле 1938 года Рафаил Львович отметил в ЦДРИ 50-летие своей актёрской деятельности, а вскоре, через несколько месяцев, 17 августа скончался от сердечного приступа.
Подробнее на Кино-Театр.РУ https://www.kino-teatr.ru/teatr/acter/m/empire/356...
«Свободный театр» - театр миниатюр в Ленинграде (Невский, 72). Был открыт в 1922 г. как альтернативная, экспериментальная площадка для драматургов, актеров и режиссеров. Частная антреприза, худ. рук., один из антрепренеров Г. Юдовский. Программа шла дважды в вечер, менялась каждую пятидневку, держалась дольше лишь в случае особого успеха. Подбор репертуара был во многом случаен, часто играли пьески и миниатюры своих актеров. «Свободный театр» В театре работали режиссеры Л. С. Вивьен, Н. Н. Урванцов, А. Н. Феона и др., в труппе состоял Л. О. Утесов. Театр прекратил свое существование в 1928 г.
Ташкентский ТЮЗ был основан 30 апреля 1928 года. Два энтузиаста - врач С. Этьен и художник С. Мальт - открыли театр спектаклем «Хижина дяди Тома». Без собственного помещения, декораций и костюмов, движимый огромным желанием донести до детей радость сценического творчества, коллектив нового театра начал свою славную биографию.

25 мая 1929 года была создана вторая труппа театра, состоящая из узбекских актеров.. Организаторами были - Семен Этьен, Нурхан Ишмухамедов и Афандихон Исмоилов, режиссёр Ятим Бабаджанов и художник Шоназар Шорахимов. В состав молодого театра входили Д.Таджиев, М.Джураев, Н.Алиева, А.Адылов, К.Мавлянова, Ш.Тамкин, С.Тилля, Т.Ахмедов и другие. Репертуар первых лет вбирал в себя такие спектакли как: «Кровь и вода» Л.Сейфуллиной, «Пятеро» С.Щербакова, «Дитя борьбы» И.Акрома, «Освобождение» А.Исмаилов. В конце 30-х годов коллектив театра стал пополняться выпускниками Ташкентского театрального техникума.

С 1998 г. - Молодежный театр Узбекистана.